суббота, 29 августа 2015 г.


Экспертиза дистанционного курса

Экспертиза дистанционного курса – эта тема висела в воздухе, дистанционные  курсы стали расти как грибы, как в академическом, так и в корпоративном секторах А какой он эффективный дистанционный курс, каковы критерии его успешности? Вопросов больше, чем ответов. Можно создать великолепный курс на бумаге, и он не состоится, поскольку эффективность курса зависит от многих факторов: это сам курс, тьютор-преподаватель, слушатели курса, образовательная среда, состав группы и еще много других факторов. Главные составляющие успешного курса это сам курс и тьютор.
Профессор ХПИ, Кухаренко Владимир Николаевич провел в летние месяцы дистанционный курс « Экспертиза ДК» «Основная идея курса «Экспертиза дистанционного курса» - проанализировать критерии оценки качества дистанционного курса и сформулировать их для включения в Положение об экспертизе дистанционного курса университета. Результаты такого анализа могут быть полезны для корпоративного обучения, где практически каждый курс уникален и требует более тщательной экспертизы» - написано в визитке курса. Курс длился 6 недель. Слушатели, в числе которых была и я, обсуждали проблемы дистанционных курсов, самих документов курсов, но часто касались и сопровождения курсов, особенно, если эксперты были участниками процессов обучения. Кстати, в период прохождения курсов слушатели участвовали в вебинаре Волготеха http://b22207.vr.mirapolis.ru/mira/#&id=132&s=kkfD8sF6JESJyM4cdxu8&type=studentcourse&doaction=Go про экспертизу уже сопровождения курса. В процессе обучения рассматривались в основном курсы как документы. Для экспертной работы предлагалось 6 курсов. В курсе рассмотрены  вопросы кто такой эксперт, какими качествами он должен обладать, насколько он должен разбираться в образовании, в тонкостях дистанционного обучения. Рассматривались вопросы структурно-функциональной экспертизы Критерии полноты различных типов: гуманитарных, технологических, естественно-научных дисциплин, критерии научно-содержательной экспертизы, критерии методической экспертизы.
Большое внимание было уделено целевым установкам курсов, и теория мотиваций, на которых базируются курсы.
В процессе обучения использовалась теория конструктивизма, слушатели разделились на группы, работали по методике письменного мозгового штурма и вырабатывали общий документ, касающийся экспертного заключения курса. В процессе выполнения заданий подвергались корректировке и первоначальные экспертные анкеты и опросники. И будущие эксперты находили общее решение.
В процессе обучения была использована и теория коннективизма. На каждой неделе было предложено достаточно много источников, большинство из которых на английском языке. Современные требования к ДК, обозначенные в информационных источниках были, описаны в эссе слушателей, они обсуждались в форумах.
Курс был полезным, интересным, хотя казалось, что все уже было
известно про дистанционный курс, но курс показал, что еще есть достаточно много тонкостей, которые надо поизучать. Эксперт в принципе, выносит решение, а изменять-то в курсе будут или не будут авторы курса. Я участвовала в экспертной оценке курса "Куратор содержания"http://www.slideshare.net/ssusere5da6c/ss-50501093



Экспертиза дистанционного курса  «Куратор содержания»
Эксперт Фокина Т.Н. Дата экпертизы: 05.07.2015
Автор и руководитель курса, тьютор (главный режиссер). Кухаренко Влади мир Николаевич, зав. Проблемной лабораторией дистанционного обучения Национального технического университета "Харьковский политехнический институт", зав. лабораторией инновационных технологий в образовании Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, к.т.н., профессор,
Тьюторы
• Бугайчук Константин Леонидович. Харьковский национальный университет внутренних дел. Ведущий научный сотрудник НИЛ по проблемам противодействия преступности (до мая 2011 года - Начальник научно-исследовательской лаборатории по проблемам заочного и дистанционного обучения сотрудников ОВД), к.ю.н., доцент.
• Главчева Юлия Николаевна. Научно-техническая библиотека Национального технического университета "Харьковский политехнический институт", заместитель директора.
Целевая аудитория:
преподаватели средних, профессиональных, высших учебных заведений, студентов, магистров, аспирантов, которые занимаются научной и исследовательской работой. И иные категории слушателей, которые хотят усовершенствовать свои умения в работе с цифровой информацией.
Цель курса: искать, систематизировать, анализировать информацию из сети Интернет в рамках определенной тематики, а также создавать на этой основе собственную информацию и представлять результаты собственной работы коллегам.
Экспертная оценка проектирования курса
Методы педагогического проектирования ADDIE, Agile, SAM..
Проектирование по методологии ADDIЕ состоит из 5 пунктов:
1. анализ,
2. проектирование,
3. развитие,
4. выполнение,
5. оценка
Agile – концептуальный подход в гибкой методологии разработки . Он нацелен на минимизацию рисков, путем сведения разработки к серии итераций (итерация длится 1-2 недели). Каждая итерация включает задачи:
1. Планирование;
2. Анализ требований,
3. Проектирование
4. Кодирование;
5. Тестирование
6. Документирование
Методологии ADDIЕ и Agile сходны, если например кодирование и тестирование принять как выполнение в ADDIЕ, а документирование в какой-то степени оценка, которая выходит из тестирования, то методология Agile может быть успешно применена и при разработке дистанционных курсов.
Software Asset Management - SAM (Управление активами ПО ). SAM как «деятельность, которая осуществляется на основе комплекса правил и процессов и которая состоит в
1. мониторинге,
2. контроле
3. управлении действиями,
связанными с вопросами финансирования, физической эксплуатации, лицензирования и юридического обеспечения программных активов
Цель SAM – создание надежной системы учета расходов на покупку и эксплуатацию программных продуктов и сопутствующих рисков как информационной основы для принятия решений по стратегии применения ПО, системной архитектуре, управлению обслуживанием, финансированию и определению источников приобретения и поддержки программных продуктов».
Выработка плана SAM^
1) Инвентаризация
2) Организация упорядоченного учета лицензий
3) Выработка правил и процедур
4) Введение плана SAM
При создании дистанционного курса мы тоже в некотором смысле проводим инвентаризацию - находим и отбираем все, что есть по заданной тематике, затем упорядочиваем, по принятым нами правилам - программа(план курса), а затем при сопровождении курса мониторим, контролирум и управляем курсом, отслеживая, что важно, что можно улучшить или уменьшить, или добавить. Таким образом, SAM подходит для дистанционного курса, эта система позволяет мониторить действующий курс, а не только подготовленный на бумаге.
В целом, я бы использовала все ADDIЕ и Agile, и SAM. В курсе «Куратор содержания» в основном используется ADDIЕ ( хотя и Agile тоже можно обнаружить, т.к курс разбит на итерации – недели. В результате которых мы получаем итогом готовые продукты), а SAM - прослеживается при оптимизации курса, поскольку курс проводится третий раз и каждый раз мониторится эффективность курса. После 1 курса, добавилась 8-я неделя, разделив задание по поиску библиотечных ресурсов и отдельно научных ресурсов. Уточнились требования к итоговому проекту, появились тьюториалы по созданию аккаунтов Твиттера, созданию блогов и другие
Экспертное заключение о методах проектирования дистанционного курса
Курс «Куратор содержания» был спроектирован с помощью ADDIE, которое предусматривает анализ, проектирование, развитие, выполнение и анализ системы.
1. Анализ. Для востребованности курса был проведен анализ ситуации в выбранной области, возрастающий ежедневно поток информации, загруженность современного делового человека и извечный вопрос: А что с этим делать? Курс актуален и востребован, что является лучшим доказательством умелого анализа ситуации в образовании
Анализ ADDIE включает анализ целевой группы, целевая аудитория указана в аннотации курса, расположенной в Методическом блоке:
«Дистанционный курс, в первую очередь, рассчитан на преподавателей средних, профессиональных, высших учебных заведений, студентов, магистров, аспирантов, которые занимаются научной и исследовательской работой.
Мы не исключаем, что материал курса будет полезен и иным категориям слушателей, которые захотят усовершенствовать свои умения в работе с цифровой информацией».
Анализ деятельности специалиста – тоже прописан в аннотации курса: «Умение работать с большими объемами цифровой информации - это необходимое качество современного человека независимо от сферы деятельности. Каждый из нас в идеале должен находить, отбирать, систематизировать информацию в конкретной предметной области или сфере личных и профессиональных интересов, создавать на ее основе новую, соблюдать авторские права других пользователей сети. Все это делает современного специалиста конкурентоспособным и востребованным».
Анализ /декомпозиция умений - формирование умений тоже спроектировано в курсе: углубление мышления, восприятия, понимания и деятельности как таковой. В курсе спроектированы и задания на взаимодействие с сокурсниками и позитивные эмоциональные реакции и четко обозначены в аннотации умения, которые приобретет выпускник курсов:
1 Корректно формировать поисковые запросы в сети Интернет;
2. Использовать для поиска информации, порталы открытых образовательных ресурсов, библиотечные поисковые системы, репозитории открытых публикаций и т.д.
3. Использовать в работе различные методы поиска, систематизации и представления цифровой информации.
4. Использовать для поиска, анализа и систематизации информации различные бесплатные он-лайн сервисы.
5. Оценивать достоверность найденной в сети Интернет информации.
6. Соблюдать авторские права других участников Интернет сообщества, лицензировать собственные материалы с помощью открытых лицензий Creative Commons.
7. Завести личные аккаунты в наиболее популярных социальных сетях и использовать их возможности для поиска, анализа и систематизации информации в рамках определенной тематики.
Исходя из анализа умений, которые получит выпускник курса, был проведен и анализ заданий
1. Декомпозированные умения 1 ( поиск в сети Интернет) посвящены задания недели 3 и 4
2. Демокомпозированные умения 2 ( ООР) - задания недели 3.4
3. Декомпозированные умения 3 посвящены задания недели 3.4.5
4. Декомпозированные умения 4 по работе в он-лайн сервисах - 4, 5, 6 недели
5. Достоверность и авторские права используются в неделе 2
6. Аккаунты в Твиттере, Гугле+ идругие в заданиях недели 1
Анализ знаний, на которых базируются умения
Был проведен анализ знаний на которых базируются будущие умения, эти знания структурированы и представлены в каждой неделе В курсе присутствуют концептуальные базовые знания ( куратор содержания, типы курирования, поисковые системы, специализированные поисковые системы, персональнач учебная среда, персональная учебная сеть, знания о деятельности: методы анализа и обработки информации, методы курирования, методы работы с открытыми образовательными ресурсами)
Общие задачи обучения
Общие задачи обучения соответствуют цели всего курса и целям каждой недели. Направленность общих задач эффективная работа с потоками информации на заданную тему, проверка на достоверность, значимость, новизну и т.д.
Задания на деятельность – по созданию вебресурсов под задачи недель

2. Проектирование. Этот этап тоже прослеживается в курсе, бесспорно, курс проектировался
Последовательность содержания обучения
Выбор методов обучения
Выбор средств обучения
Проектирование учебной программы
Отобрано необходимое содержание, поскольку курс инновационный, то это представляло непростую задачу, источники только с других языков
Система занятий четко спланирована и разработана, от простого к сложному, все занятия взаимосвязаны и логически дополняют друг друга.
Методы обучения выбраны в соответствии с поставленными целями и задачами.
Средства обучения - часть разработаны авторами и тьюторами курса, что касается теоретических файлов, они скомпилированы из большого количества источников разных языков, часть - ( тьюториалы) подобраны в виртуальном пространствеи отвечают поставленным задачам
Оптимально выстроена программа курса, обеспечивающая достижение поставленной цели. Курс практикоориентированный, и об оптимальности свидетельствует тот факт, что сбалансированы теоретические и практические задания, разумно дополнены коммуникативными упражнениями и еженедельными вебинарами.
3. Развитие. Автор курса сразу заложил и развитие системы в сам курс, поскольку в каждой неделе есть опросы: «Мое отношение к Твиттеру», выходная анкета и отчеты в блогах на каждой неделе, которые позволяют осуществлять обратную связь с обучающимися. Анализ результатов обратной связи нацелен на повышение эффективности курса, комфортности обучающимся. Факт развития подтверждается, еще и тем, что курс был улучшен, а именно, увеличено количество недель , насыщенная неделя по изучению библиотечных ресурсов была преобразована в 2 недели Поиск в электронной библиотеке и поиск в научных изданиях, чт вполне правомерно
Развитие подчеркнуто планами занятий на каждую неделю, учебными средствами, упражнениями . курс обращен к разным уровням слушателей есть достаточное количество дополнительных материалов, способствующих развитию продвинутых слушателей курсов
Контроль в курсе осуществляется в рейтинговой системе о количестве возможных баллов слушатели курса извещены заранее
4. Выполнение. Курс был проведен как пилотный в марте-апреле 2013 года, полученные промежуточные результаты, которые отрефлексированы, и уже с новыми интерфейсом и содержательными исправлениями, о которых упомянуто ранее, в расширенном варианте запущен в октябре – декабре 2013 года. На момент экспертизы курс прошел уже трижды, и с каждым разом на более совершенном уровне.
5. Оценка. Курс содержит разработанную систему оценки, которая включает текущую оценку, дополнительные баллы за работу на форумах и взаимооценивание итоговых работ. Итоговые работы предыдущих выпусков доступны всем слушателям текущего курса

Экспертное заключение по целевой аудитории дистанционного курса
Дистанционный курс «Куратор содержания» не имеет четко выраженной визитки курса, зато есть во введении в разделе Методический блок Цели курса. Целевая аудитория, где четко определена целевая аудитория курса. Цитата: «Дистанционный курс, в первую очередь, рассчитан на преподавателей средних, профессиональных, высших учебных заведений, студентов, магистров, аспирантов, которые занимаются научной и исследовательской работой».
В соответствии с таксономией Блума цели курса спроектированы на уровни: анализа, синтеза и оценки Представленая информация позволяет слушателям курса выявлять достоверность самой информации, сравнивать, например, коллекционирование и курирование, обобщать методы курирования, уточнять критерии курирования, выявлять лучшие инструменты и т. д.
У меня получились следующие анкеты:
1.Экспертная оценка курса
https://docs.google.com/forms/d/1zEvDlO06rPnWBMsDwsHTDzJDy_cWL4xOwFl3LdW89Cs/formResponse
126 баллов из 161возможного
2.Структурно-функциональная экспертиза
https://docs.google.com/forms/d/159uh_lSII8A-jIW4iiS2tgQo5_9xccvQWUb-hufZFqM/formResponse
10 из 10 возможных
3.«Критерии полноты Тип 2 (структурно-функциональная экспертиза)»
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1iyXndOO6PtOqNrYvrnjJ3rgM0FGItpZDqgCA7wayoB4/edit#gid=961937342
76 из 100 возможных
4.Критерии соответствия элементов курса структуре и форматам (структурно-функциональная экспертиза) курс «Куратор содержания»
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1AVhQQx3yf3PMG80dcBkiaOoI6Kn2QEkRgzJeaZpyEV8/edit#gid=1174579573
77 баллов из 104 возможных
5.Научная экспертиза дистанционного курса «Куратор содержания»
https://docs.google.com/spreadsheets/d/14qOAt_WGik_DOSRW6Cu2mT4w8UtTbo--GT1O4UVyFBI/edit#gid=2113754863
67 баллов из 99 возможных
6.Критерии методической экспертизы курса «Куратор содержания»
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1E9t0sISSCXGuQSbW5X5TzLMA3a6mlW1lqG4AYghGi1E/edit#gid=75052118
40 баллов из 50 возможных
Таким образом, курс «Куратор содержания» по методам проектирования» в основном используется ADDIЕ . В соответствии с таксономией Блума цели курса спроектированы на уровни: анализа, синтеза и оценки. В курсе четко обозначена целевая аудитория
Экспертная оценка текста курса
Текст в ДК выступает в роли преподавателя, который организует деятельность студентов и от качества текста, в какой-то степени зависит и качество обучения. Текст и контент должны управлять деятельностью обучаемых, коли обучение идет без непосредственного участия преподавателя или когда это участие периодическое.
Рассмотрим текст ДК «Куратор содержания»
Текст встречает студента на главной странице курса и работает вместе с тьюторами курса на достижение цели курса. в соответствии с критериями:
1.Последовательность
Критерий последовательности прослеживается в расположении и взаимосвязи всех элементов содержания курса. Определение методов, организационных форм и средств обучения отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении курса. Главная страница курса представляет грамотно организованный материал, в центральной части страницы размещен Методический блок, затем календарный план всего курса, где прослеживается принцип от простого к сложному. Вначале определение, характеристика и компетенции куратора содержания. Затем поиск в электронных библиотеках и в научных изданиях. Завершают курс инструменты курирования, персональная среда куратора и персональная сеть куратора, методы работы куратора
2. Полнота 
Критерий полнота раскрывается в целях и ценностях обучения В курс включены все необходимые и достаточные для реализации поставленных целей элементы содержания (знания о потоках информации, кураторстве как деятельности), методы работы куратора, инструменты курирования. Описан весь набор учебных действий студента, а именно: в аннотации обозначено представление о том, кто такой Куратор содержания. постольку, поскольку – это новая деятельность: Курирование содержания можно определить как деятельность специалиста по работе с информационными потоками сети Интернет в рамках определенной тематики.
Четко прописана цель курса: искать, систематизировать, анализировать информацию из сети Интернет в рамках определенной тематики, а также создавать на этой основе собственную информацию и представлять результаты собственной работы коллегам. И представлены умения, которые получат студенты по окончанию курса:
1. Корректно формировать поисковые запросы в сети Интернет; 
2. Использовать для поиска информации, порталы открытых образовательных ресурсов, библиотечные поисковые системы, репозитории открытых публикаций и т.д.
3. Использовать в работе различные методы поиска, систематизации и представления цифровой информации.
4. Использовать для поиска, анализа и систематизации информации различные бесплатные он-лайн сервисы.
5. Оценивать достоверность найденной в сети Интернет информации.
6. Соблюдать авторские права других участников Интернет сообщества, лицензировать собственные материалы с помощью открытых лицензий Creative Commons.
7. Завести личные аккаунты в наиболее популярных социальных сетях и использовать их возможности для поиска, анализа и систематизации информации в рамках определенной тематики.
Умения описаны в глаголах и конкретны, измеримы (балльно-рейтинговая система). В разделе «Цели курса. Целевая аудитория» представлена информация для кого будет полезен курс: в текущее время. Можно использовать курс: «в качестве базового учебного курса в системе повышения квалификации преподавателей учебных заведений разного уровня». Аннотация содержит информацию, что обучение будет проходить на бесплатной основе.
Продолжительность курса составляет 7 недель. На самом деле 8 недель.
Количество времени в неделю, которое тратит студент не об означено. Это правомерно, поскольку студенты с разным уровнем предкурсовой подготовки. 
Темп работы более высок в начале курса, о чем свидетельствует количество заданий (см таблицу), что вполне допустимо: трудоемкость заданий в первые недели по совокупности соответствует трудоемкости заданий, которые запланированы в последних неделях курса. Две последние недели идет выполнение итогового задания в форме проекта, о чем информируется в Методическом блоке, в разделе Что должно получиться в конце
Главный призыв удачно вынесен в первую строку, чтобы студенты каждый раз помнили о дате сдачи проекта курса.
Таким образом, необходимая информация присутствует в курсе в рамках требуемых правил, но ее неоднородность предполагает более точное название
Рекомендации Изменить название Методический блок на другое, например,«Введение в ДК», «Организационный блок», «Скорая помощь студентам при обучении» и т.д.
3. Ясность
Критерий ясности отражает набор учебных действия, который описан на языке, понятном учащемуся. Свидетельство тому - легкость читаемости текста, предложения средне длины. Заголовки в Методическом блоке: « Что должно получиться в конце», F.A.Q.( часто задаваемые вопросы). «Давайте решать проблемы и делать хорошие вещи вместе!» - пишут по- дружески тьюторы в форуме «Прошу помощи». Язык таких фраз способствует психологической настройке студентов.
Текст организован не единым потоком, отдельные абзацы структурированы нумерованными списками, что позволяет не терять нити изложения обучающимся. Предложения в подавляющем большинстве до 8 слов, присутствуют предложения средней длины - 12-15 слов, длинных предложений,- до 29 слов, сложных для чтения практически нет.
В теоретических блоках присутствуют таблицы, что способствует лучшему восприятию информации обучающимися. Картинки, скриншоты в следующих блоках: Тенденции развития сети, Электронный каталог как часть справочно-поискового аппарата библиотеки, Продукты семейства Google и других. В курсе достаточно и видео материалов - в основном, в дополнительных источниках: тьюториалы по сервисам Twitter, Blogger, Scoop.it, Rebel Mouse, Evernote, DIIGO. Графические элементы – логотипы в разделе Инструменты куратора. Информация в схемах и диаграммах в блоках Источник информации, коллекция ресурсов и систем для поиска, науко-метрические исследования.
Таким образом, графические элементы в тексте есть, но не достаточно.Текст не является сложным, но присутствуют новые термины, их достаточно, нет ресурса Глоссарий
Рекомендации:
1. дополнить тексты теоретического материала графическими элементами;
2. добавить ресурс Глоссарий, наполняемый студентами, аналогично заданию Инструменты куратора.
Принцип 3-2-1 (На каждые 1000 слов – 3 подзаголовка- 2ссылки- 1 графический элемент) - не выдержан.
В теоретическом блоке недели 1: «1.2 Куратор содержания» -1236 слов 
В блоке должно быть 3 или более подзаголовка, в действительности – 2:
1. Курирование новостей в реальном времени 
4. Коллекционирование или курирование?
Нумерация нарушена
Ссылок должно быть 2 – их 9 , что не портит текст, но позволяет отвлекаться и тратить больше времени, чем запланировано самим студентом
1 графический элемент присутствует.
В блоке «1.5 Социальные сервисы и курирование содержания» 1153 слова
3 подзаголовка, ссылок – 22, графического элемента нет.
Таким образом, не достаточно графических элементов и изобилие ссылок
Рекомендации – дополнить графическими элементами в едином стиле для теоретических блоков курса, оптимизировать количество ссылок, возможно, перенести в дополнительные материалы. 
Экспертная оценка структуры курса
Структура содержания курса представлена по всем составляющим:
1) Организационный блок
Представлены: программа курса, календарный план, дневник успеваемости, новостной форум, форум Прошу помощи, F.A.Q
2) Информационный блок составляющий концептуальную часть курса (знания) представлен информацией, в основном текстовой. Выбранные формы учебной деятельности студентов учитывают специфику дистанционного обучения.
Помимо теоретических информационных текстов представлены дополнительные материалы – 17 заданий и библиография на англиском языке ( 140 источников ) Библиография на русском языке (28 источников), видеозаписи вебинаров. Которые можно рассматривать как видеолекции о наличии которых активно полемизируют в среде еленигцев, работы, выпускников предыдущих курсов (Видеолекции, презентации, тексты лекций, дополнительные материалы)
3) Тренингово-практический блок (практические задания, интерактивные задания)
Процессуальная составляющая часть курса (осваиваемые виды деятельности) представлена форумами, в которых создаются посты о проделанной работе с различными сервисами
• Блоги , в которых студенты сразу описывают свою деятельность по выполнению заданий. Здесь решается достаточно много задач самого курса, студент избрав самостоятельную форму деятельности в блоге рефлексирует свою деятельность, останавливаясь на трудностях и успехах в работе, тем самым давая обратную связь тьюторам курса
• Блог дополнительно работает как оценочное средство для сокурсников, которые просматривают блоги и читают, комментируют посты сокурсников, что позволяет налаживать коммуникативные связи
• Блог работает и как дополнительное оценочное средство для тьюторов курса
• Блог систематизирует работу студента, и по окончанию курса изученные и освоенные материалы остаются у студента, что очень важно на разных этапах позволяет обращаться как самим студентам, так и коллегам в виртуальном пространстве
• Блог помогает формировать профессиональную речь по заданной теме обучения, что безусловно исходит от того текста, который представлен в информационной части 
Помимо активной работы с блогами студенты выполняют задания по использованию сервисов для курирования содержания информационных потоков: Twitter, Paper.li, Scoop.It, Rebel Mouse, Evernote, DIIGO Pinterest , Netvibes, klout.com, продукты семейства Google. В дополнительных материалах присутствуют ссылки на тьюториалы по работе с сервисами, и это значительно облегчает освоение сервисов студентами. 
Этот блок в курсе самый мощный и представляет 30 практических заданий совместно с 
коммуникационным блоком (см. Обобщенную матрицу задний курса «Куратор содержания») 
4) Коммуникационный блок достаточно эффективный блок в курсе. (форумы, чаты) – 26 форумов, помимо еженедельных вебинаров (7+2 на защиту= 9), в которых возможно задавать вопросы онлайн, существуют еще индивидуальные консультации по электронной почте, о чем заявлено в организационном блоке
5) Контролирующий блок представлен в меню слева в разделе Оценки. Балльно-рейтинговая система позволяет тьюторам оценивать каждое практическое задание, включая посты и комментарии в форумах Количество баллов, которые может получить студент, прописано в самом задании.
Тестов в курсе нет, возможно, это и правомерно, поскольку курс практико-ориентированный и формирует умения.
Самооценивание косвенно звучит в личных блогах и отчетах, взаимооценивание активно прослеживается в комментариях тематических форумов, и при оценивании итогового проекта, когда «слушатели курса выставляют Вам три оценки: описание, результаты и презентация. По результатам голосования, будет выбран лучший проект». Взаимооценивание, проходит в группах под руководством локальных тьюторов. Взаимооценивание активно работает в МООС, где численность студентов измеряется тысячами. Взаимооценивание способствует формированию критического мышления, в тоже время нарушает психологическое равновесие в процессе обучения, поэтому рекомендаций у меня нет, курс немногочисленен, и есть деление на группы.
Таким образом, структура курса представлена  всеми блоками: организационным, информационным, тренингово-практическим, коммуникационным и контролирующим, она  оптимальна, выдержана с точки зрения требований.

Обобщенная матрица заданий ДК «Куратор содержания»
ТАБЛИЦА
1 неделя
кол-во зад.
2 неделя
кол-во зад.
3 неделя
кол-во зад.
4 неделя
кол-во зад.
5 неделя
кол-во зад.
6 неделя
кол-во зад.
7 неделя
кол-во зад.
8 неделя
кол-во зад.
Итог
Теоретическое обучение

5
3
4
3
1
3
1
1
21
Практическое обучение


6
5
     3
3
5
3
3
2
  30
Дополнительные источники


4
2
1
2
6
2
0
0
17
Отношение количества заданий к количеству дополнительных источников
11/4
8/2
7/1
6/2
6/6
6/2
4/0
3/0
Зад/доп












4 .Точность 
Даны учебные действия те, что нужны для достижения цели курса и целей неделей (модулей). Дистанционный курс « Куратор содержания» разделен на недели (модули), которые в свою очередь четко структурированы Каждая неделя (модуль) имеет четко сформулированную, измеримую цель, которые:
1) Конкретны – но часть целей сформулированы в глаголах(2), часть в существительных;
2) Измеримы – результатом достижения цели в недельном модуле станут выполненные практические задания;
3) Достижимы, так как обеспечены справочными (теоретический материал), методическими (тьюториалы), консультационными (вебинары), временными ресурсами (неделя);
4) Реалистичны, так как согласовываются и не противоречат друг другу, ресурсы достаточны;
5) Определены во времени – внутри недельного пространства и вцелом, длительностью курса.
Рекомендации - Привести к единому стилю 
5. Логичность. Учебные действия вытекают из поставленных целей и логично взаимосвязаны с другими темами на пути достижения цели курса
Визуальное оформление курса
В тексте главной страницы курса используется белый фон, с рамками насыщенного сине-голубого цвета, в заставке курса использована удачная и понятная картинка - Компьютер ( обучение с помощью компьютера, студенческая шапочка – на период обучения становишься студентом и свиток – как документ о завершении курса и достижения цели) Эта заставка внутренне настраивает на доброжелательное дистанционное обучение студентов и говорит на понятном изобразительном языке. Функция иллюстрации выразительная и убедительная. Цвет шрифтов текста: темно-красный, темно-синий – заголовки, черный полужирного и обычного начертания Calibri – 14 и 12 кеглей. Красным выделены практические задания, как требующие обязательного выполнения, но величина шрифта в заголовках в разных неделях различна, а на неделе 7 обозначено как «Практика» в лазоревой заливке Заголовки в теоретических материалах - темно- красные – но технически не пронумерованы, такие заголовки: (2; 4; 5), некоторые имеют другой цвет - (1; 2) 
Рекомендации - унифицировать систему нумерации в теоретических блоках
70% текста интерфейса курса представлено насыщенными голубыми ссылками, они привычны человеку, работающему в Сети и не противоречат цветовому решению интерфейса. Кроме того присутствуют серые даты неделей, они тоже не противоречат общему замыслу и работают информативно и не навязчиво. Визуальный ряд в целом, академичен.
Таким образом, цветовое решение интерфейса использует 4 цвета и уравновешено. Воспринимается по- деловому, предлагая плодотворно работать.
Рекомендации - комбинировать текст с графикой, схемами, цитатами, эпиграфами.

Тексты недели 1 ДК «Куратор содержания были проанализированы в различных сервисах. Проанализирован текст недели1 из курса «Куратор содержания» в 6 различных сервисах: 1y.ru, pr-cy.ru, istio.com, textmarket.nettext.ru test-the-text.ru, glvrd.ru, а также определены индексы Флеша и Фога Понравились сервисы pr-cy.ru,istio.com, glvrd.ru,. Они взаимно дополняют друг друга и обеспечивают значимой информацией. Но истинность результатов сервисов пока нельзя принимать безоговорочно
Исследуемый текст, проходит по нормативам практически во всех сервисах, в некоторых даже на оптимальном уровне
Полный текст (объемный) см по ссылке 
http://fokinatn.blogspot.ru)
Задания в основном направлены на освоение сервисов и их использование в курировании потоков информации, они, безусловно полезны, поскольку являются главными инструментами кураторства. Задания разнообразны: сделать с помощью тьюториалов, выбрать неизвестный сервис (из списка предложенных) освоить его самим студенты и предложить собственное мнение. Или написать эссе о кураторе содержания, его деятельности и функциях, составить карту «Моя персональная учебная среда» и предложить план ее развития. Работа с журналами, входящими в наукометрические базы данных, создание видеороликов Успешность заданий обусловлена их творческой составляющей. Выходная анкета ( как задание), помогает рефлекии изученного и вместе с отчетами служит оперативной обратной связью
Коммуникативные составляющие курса: форумы, блоги, вебинары, чаты
ФОРУМЫ

В курсе «Куратор содержания 2» - 28 форумов:
3 организационного форума, это «Новости», «Прошу помощи», «Что должно получиться в конце». Наболее активный среди них – это форум «Прошу помощи» – 63 поста, в основном, это вопросы организационного характера, что делать, «если не успеваю», про сертификаты. И вопросы про помощь по сервисам. Наибольшее число вопросов было про Paper.li - 7 постов. Подавляющее большинство вопросов прокомментировано тьюторами, а иногда даже двумя тьюторами, есть последние посты – вопросы про сертификаты не прокомментированы, постольку, поскольку на них ответы даны в вебинаре
25 из 28 форумов - учебные форумы, посвящены работе по самому курсу. Эти форумы оцениваются, количество баллов обозначено в матрице оценок и иногда (в Scoopit.it, отчет по 5-1 неделе, отчет участников курса )обозначено в задании на странице форума,
Рекомендации писать в плане на неделю, как в сегодняшнем курсе, информативно, в одном месте, и студент сам устанавливает приоритеты выполнения заданий
Наблюдается тенденция от начала курса к концу по уменьшению комментариев в форумах
• знакомство - 88 постов;
• отчет о работе на 1-й неделе – 71 пост;
• использованиеScoop.it- 55 постов;
• работа с библиотечными ресурсами - 50 постов;
• использование Klout.com – 35 постов;
• проекты участников – 24 видеоотчета
Тенденция естественная ,такое наблюдается и в мировых МООС, по сути это показатель, тех, кто дошел до финиша.
Учебные форумы делятся на форумы:
1) дискуссионные: «Я - куратор», « Моя персональная учебная среда». Обсуждения форумов сдвинулось в блоги, где обсуждения становятся достоянием не только участников курса, и заинтересованная аудитория увеличивается.
Задания форумов поставлены проблемно Я – куратор содержания, библиотечные ресурсы
2) деятельностные - работа с Scoop.it, Paper.li, Twitter, Evernote, Diigo - форумы как практические задания , которые нацелены в основном, на выполнение задания и получение баллов
Рекомендации Побольше форумов дискуссионных, по поиску истины, особенно в таком инновационном курсе как «Куратор содержания». Среди деятельностных форумов сделать мини -проекты по группам, когда каждый участник делает свою часть, например , проект «Работа с научными статьями с помощью инструмента Diigo», другая с помощью Scoop.it , и каждая группа делает свои выводы .Украсят курс и форумы «За и против»
При реализации курса все участники были разделены на малые группы от 10- до 18 человек, в которых тоже осуществляется общение. И были назначены из числа прошедших обучение - локальные тьюторы. Локальные тьюторы писали письма своим подопечным, осуществляли внушительную переписку, иногда, по поводу троллей,
призывали догонять, и внимательно смотреть работы других, а также их комментировать.
Неожиданным было удивление участников курса по поводу общения в курсе, не все понимают, что общение в курсе, особенно по тематике, и мнение каждого вносит вклад в общее понимание поднятых проблем, некоторые так и остались в индивидуальной траектории обучения.
С точки зрения социализации, обмена, информацией, конструирования знаний, развития важным являются вебинары в курсе
ВЕБИНАРЫ
Кроме того общение проходило на вебинарах. К каждому вебинару, подготовлены 2 презентации, вебинары ведут 2 главных тьютора ,заранее поделив области информирования. В доброжелательной атмосфере студенты мотивируются на выполнение задач недели. Вебинар проводится на 3- й день недели, когда студенты уже ознакомлены с материалами и заданиями недели и подготовили свои вопросы.Поэтому вебинары помимо прохождения нового материала по соответственной теме, было еще ответы на вопросы по выложенному материалу, о том как выполнять задания недели В вебинарах активно используется чат, который выполняет и функцию социализации и обмена опытом
Коме того вебинары-защиты выпускных проектов с предоставлением микрофона студентам, помогают формировать у студентов умение пользоваться платформой, умение уложиться во времени.и т.д.
Методы общения в курсе
• Чтение и чаты в вебинарах
• Личная переписка с тьюторами и локальными тьюторами
• Консультирование во время вебинаров
• общение с локальными тьюторами по скайпу
Модели обучения
• обучение в сотрудничестве ,
• тип сотрудничества в группах в основном эмоциональны, выражение оценок и личного мнения, , поиски решения проблем, возникших в процессе выполнения задания происходит в блогах студентов и локальных тьюторов
• Когнитивный тип тоже используется в выполнение работы – теоретические блоки курса
• Метод групповой работы – разделение на группы с назначением локальных тьюторов
• Краудсорсинговый метод- Инструменты Куратора содержания
• Деятельностный подход – практические задания курса
ВЫВОДЫ
В курсе создана комфортная учебная среда, а именно, даны теоретические основы, сформулированы практические задания, они обеспечены тьюториалами, консультациями и примерами выполненных заданий (проекты).
Экспертная оценка контрольного блока курса
Цель контроля - управление процессом обучения, поддержка учебного процесса в заданном состоянии для того, чтобы процесс был эффективным, необходимо проводить диагностический контроль.
Виды контроля, которые используются в курсе:
• Входной - диагностический,
• текущий, в конце каждой недели, в оценивании заданий студетов и комментариях сокурсников и тьюторов
• Рубежный (косвенный) - обратная связь в виде отчетов, способствующих коррекции курса
• Рейтинговый, мотивирующий студентов, в системе оценивания
• Самоконтроль студентов - рефлексия студентов по результатам оценивания , и консультациям по электронной почте у тьюторов и локальных тьюторов
• Ваимооценивание – выпускные проекты
Как таковой диагностики на курсе «Куратор содержания» не было, принимали тех , кто
заявил о желании участвововать, хотя на первый пилотный курс количество мест было ограничено, т.к. разные уровни студентов принятых на курс, делают работу самих тьюторов неравномерной.
Рекомендации - входную анкету, в которой перечислить сервисы и уровень ознакомленности будущих студентов с материалами, которые будут рассматривать в курсе, а затем распределить на группы (разноуровневые), в которых будут те, у кого можно проконсультироваться и те, кто малознаком с сервисами
В курсе «Куратор содержания» использовались стратегии контроля:
Управление процессом творческого поиска
, постольку, поскольку идут активные обсуждения в задании «Я - куратор содержания», « Открытые образовательные ресурсы» и другие
Отчеты по каждой неделе говорят о стратегии «Управление процессом восприятия и переработки информации», отчеты в виде обратной связи, позволяют контролировать уровень адаптации студентов к предложенной информации. Оптимально установленное количество баллов мотивирует студентов выполнять это задание. Отчеты решают несколько задач: одновременно выявляются трудные задания, интересную и полезную информацию, а также предложения по усовершенствованию блока, кроме того они способствуют социализации и росту студентов, поскольку форма публикации отчетов в блогах, сама провоцирует студентов находить интересных сокурсников, обмениваться мнениями и опытом.
Стратегия «Управление и поддержка мотивации» достигается с помощью рейтинговой оценки, с помощью комментариев тьюторов в постах.
Курс практико-ориентированный, поэтому стратегия «Управление практической деятельностью» – превращение знаний в умения и навыки - одна из главных стратегий курса, поскольку в процессе обучения требуется неоднократное обращение к сервисам.
Менее всего в курсе используется стратегия «Оценка оптимальности процесса». Альтернативное сравнение видов деятельности дается в информации, где сравнивается кураторство и коллекционирование. Самих заданий на сравнение сервисов, их оптимальное использование для достижения цели, нет.
Рекомендации Ранее уже предлагалось, делать мини-проекты групп для сравнения эффективности сервисов (одинаковых с точки зрения действий, например какой лучше агрегатор и т. д.) в достижении поставленной цели каждой недели
Средства контроля:
В качестве средств наилучшими являются отчеты, с точки зрения оперативной обратной связи
Практические задания, дающие результат по выбранной студентом теме
Рейтингова я оценка
Взаимооценивание в выпускных отчетах
Отсутствуют классические тесты и Глоссарии, хотя возможности самой системы позволяют это сделать
Рекомендации
Я уже писала, не стала бы вводить для этого курса тесты, поскольку практико-ориентированный курс инновационно-направленный. А вот глоссарии (об этом тоже писала) обязательно ввести, причем как проект самих студентов по каждой неделе.

Экспертная оценка мотивации
Тьюторы курса построили систему мотивирования студентов. В самом курсе прослеживаются следующие теории мотивации (5):
1.Теория потребностей Маслоу согласно которой создание условий для реализации потребностей работника, в данном случае студента приведет к повышению его положительного отношения к обучению в курсе, к росту признаков результатами удовлетворенности, к повышению продуктивности. Для того чтобы студенты работали с максимальной отдачей, творчески (на высшем уровне мотивации, то в учебной среде должны быть обеспечены потребности нижних уровней, а именно: физиологичекие
(комфорт, удобства) и безопасность). О комфорте и удобстве говорит удобная навигация, четко структурированный, рационально организованный материал. Безопасность гарантируют тексты для обучения В тексте есть указание, что ссылки все проверены на дату начала курса.
Тьюторы организовали работу для реализации потребностей высших уровней:
любовь, принадлежность к группе - работа в группах, вебинары
уважение – доброжелательны е комментарии к постам, обратная связь в виде оценивания и комментариев оценок
познание – дополнительные материалы, к каждому занятию, общий список во введении на русском и английском языках
эстетические - красота и строгость подачи материалов, в заданной системе по заданным правилам
самоактуализация – подготовка и защита своего проекта каждым обучающимся
2. Теория потока Чиксентмихая, которая характеризуется:
Четкие цели – цели выверены, «отсмартованы» (о чем говорили выше)и сформулированы четко
• Обеспечение согласованности - благодаря своей выверенности достигается согласованность действий студентов курса с тьюторами в комфортной учебной среде, уменьшает отвлечение от выполнения задачи
3. Теория целевого пути Теренса Митчела и Роберта Хауса характеризует работу тьюторов в курсе – их воздействиям на студентов курса, на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда студентов. Тьюторы безусловно направляли деятельность студентов, организовав материал, проводя вебинары, в системе продвижения к цели. Они использовали следующие методы:
разъяснение того, что ожидается от студентов - « Что должно получиться в конце»,
направление усилий студентов на достижение целей – примеры работ бывших выпускников
оказание поддержки, наставничество и устранение помех – тьюториалы, сокращающие время, комментарии и акцентирование внимания на наилучшие работы, назначение локальных тьюторов.
мотивация на достижение цели и удовлетворение при достижении цели- практическая направленность выпускных проектов.
В целом деятельность тьюторов можно оценить в курсе «Куратор содержания -1» - Лидерство, ориентированное на достижение — установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высоких результатов
В курсе «Куратор содержания -2» Поддерживающее лидерство - большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
4. Теория самоопределения Эдварда Деси и Ричарда Райта
Теория самоопределения базируется на двух основных элементах.
Один из них связан с внешней и внутренней мотивацией, другой – с тремя неизменными источниками мотивации.
Что такое внутренняя мотивация – это тяга к занятию конкретным делом, для удовлетворения своих внутренних амбиций.
И то, что тьюторы собирают аудиторию заинтересованных людей с внутренней мотивацией вокруг себя говорит о присутствии развитой харизмы автора курса и высокой коммуникабельности его помощников
Неизменными источниками внутренней мотивации являются автономия, компетентность и принадлежность.
Автономия. Это когда человеку необходимо чувствовать, на психологическом уровне, одобрение своих действий от самого себя. Цели, которые выбирает человек, должны быть
выбраны им самим, а не навязаны извне. В курсе это и происходит, тьюторы лишь сопровождают курс, позволяя студентам курса выбирать свою тему, оформлять свой блог, работать с инструментами по своей тематике, уделяя внимание, что все спроектированные продукты можно использовать в дальнейшем Как показывают результаты исследований, люди, удовлетворившие данную необходимость в автономии, обладают повышенной работоспособностью и целеустремленностью, что несомненно укрепляется тьюторами во время обучения в курсе. Отсюда и высокий процент , закончивших курс записалось более 50 человек на курс «Куратор содержания – 1» закончило – 18 ; На курс Куратор содержания -2» записалось (не знаю цифру), закончило – 24. В мировых МООС заканчивают до 10%
Компетентность. Каждый человек желает ощущать себя профессионалом в том деле, которым он занимается. Понимание того, что он качественно выполняет важное для себя дело, является одной из самых важных частей нашей самореализации. Желание постоянно совершенствоваться, заставляет нас проникнуться к себе большим уважением. Таким образом, жизнь людей, удовлетворивших данную необходимость в компетентности, становится более полноценной и насыщенной. именно такие люди собрались и учились на курсе
Принадлежность. Это желание сотрудничать с другими людьми. При удовлетворении данной необходимости, удовлетворяется желание строить отношения с другими людьми. Каждый человек испытывает желание, даже необходимость, в чувствах привязанности, заботы как по отношению к другому человеку, так и по отношению к самому себе.
В случае не реализации возможности проявлять заботу о другом человеке, существует нешуточная опасность нарушения психологического состояния человека. Такую возможность предоставляют и локальным тьюторам и самим студентам, и при комментариях в блогах и при оценке и выборе лучшего проекта
5. По модели Джона Келлера, теорию, которые многие сегодня используют при проведении обучения, например дистанционного, и не только. Теория носит название ARCS по первым буквам главных факторов в теории обучения. Модель Келлера включает 4 этапа:
внимание (attention);
• значимость (relevance);
• уверенность (confidence);
• удовлетворение(satisfaction
).
• Этап «внимание» — очень важен на протяжении всего процесса обучения. Внимание поддерживалось вебинарами, разнообразием теоретического материала и интерактивным общением
• Этап «значимость» — то, что помогает сделать обучение крайне важным и применимым. Это связки: обучение — применение и нет обучения — нет улучшения. Человек просто осознает, что без этого обучения изменить ситуацию не сможет. Такое осознание приходит, когда студенты осваивают новый сервис значительно улучшающий их работу и продвижение на пути к поставленной цели. Содержание курса соотнесено с реальными практическими задачами студентов
• Этап «уверенность» — способность человека понять, что он способен познать новое и применить его. На поддержание уверенности (например, через поддержание первых успехов) тьюторы работают на протяжении всего процесса обучения. В курсе свидетельством тому служат первые комментарии тьюторов в блогах, на форуме «Знакомство», а также уверенность, что они получат консультации по любому вопросу, в том числе на форуме «Прошу помощи»
• Этап «удовлетворенность» —обучение понравилось в смысле общения, эмоциональной разгрузки, отвлечения от проблем. Это - основа для удовлетворенности обучением. А с профессиональной точки зрения — это соответствие ожидаемому результату, применимость на практике,
Таким образом, с точки зрения представленных теорий мотивации курс можно
рассматривать как выполнивший задачи мотивирования студентов, о чем говорит его популярность среди новых желающих обучиться, и его инновационная направленность, поддерживающая интерес к курсу в среде еленингцев
ВЫВОДЫ:
Таким образом, дистанционный курс «Куратор содержания» Тематика курса инновационна, программа курса рассчитана на 8 недель, четко структурирована, имеет понедельное планирование. Курс снабжен достаточным количеством информационных источников, в том числе основных и дополнительных на русском и других языках.  При проектировании курса применялись технологии ADDIE. Анализ ADDIE включает анализ целевой группы, целевая аудитория указана в аннотации курса. В соответствии с таксономией Блума цели курса спроектированы на уровни: анализа, синтеза и оценки Представленная информация позволяет слушателям курса выявлять достоверность самой информации, сравнивать, например, коллекционирование и курирование, обобщать методы курирования, уточнять критерии курирования, выявлять лучшие инструменты Таким образом, структура курса представлена  всеми блоками: организационным, информационным, тренингово-практическим, коммуникационным и контролирующим, она  оптимальна, выдержана с точки зрения требований
Программа курса разрабатывалась с использованием теорий конструктивизма и коннективизма, о чем говорят практикоориентированные задания курса и работа в малых группах, как самоорганизующихся, так и созданных  для эффективной организации учебного процесса. Методы общения в курсе: чтение и чаты в вебинарах, личная переписка с тьюторами и локальными тьюторами, консультирование во время вебинаров,  общение с локальными тьюторами по скайпу.
Модели обучения:  обучение в сотрудничестве. В курсе создана комфортная учебная среда, а именно, даны теоретические основы, сформулированы практические задания, они обеспечены тьюториалами, консультациями и примерами выполненных заданий (проекты).
Результаты обучения оценивались в рамках рейтинговой системы оценивания. В качестве средств наилучшими являются отчеты, с точки зрения оперативной обратной связи
Практические задания, дающие результат по выбранной студентом теме. Рейтинговая оценка и взаимооценивание в выпускных отчетах.
Курс актуален и востребован, что является лучшим доказательством умелого анализа ситуации в образовании, грамотного проектирования курса и эффективного сопровождения  курса
Рекомендации для улучшения курса «Куратор содержания (информационных потоков)»
1.      Добавить глоссарии, причем как проект самих студентов по каждой неделе
2.       Текстовые материалы привести к единому стилю, дополнить графическими элементами в едином стиле для теоретических блоков курса, оптимизировать количество ссылок, возможно, перенести в дополнительные материалы. - комбинировать текст с графикой, схемами, цитатами, эпиграфами.
3.       Разнообразить методику проведения форумов, добавить форумы дискуссионные - аналитические, по поиску истины, особенно в таком инновационном курсе как «Куратор содержания». Среди деятельностных форумов сделать мини-проекты по группам, когда каждый участник делает свою часть, например, проект «Работа с научными статьями с помощью инструмента Diigo», другая с помощью Scoop.it , и каждая группа делает свои выводы .Украсят курс и форумы «За и против»
4.       Дополнить курс входной диагностикой, для мониторинга обученности





Комментариев нет:

Отправить комментарий