вторник, 5 августа 2014 г.


О доверии


Сегодня лето наконец-то про нас вспомнило и, отметилось температурой чуть более 20 градусов, но люди, стремившиеся на работу, упорно шли в куртках и с зонтиками. Я,  шествуя среди них, несла зонтик и размышляла, что мы перестали доверять всяческой информации.
Тема доверия была нашей завершающей темой в курсе

Доверие – это то, что делает продуктивнее любую работу в несколько раз, тем более при сетевом сотрудничестве. На символе нашего курса представлены руки, протянутые навстречу друг другу. Организатор косвенно вложил этим символом в наше подсознание, что основа курса – это доверие

Так что же такое доверие?
 Для рефлексии по четвертой теме: тоже ониесть и пр
·         Доверие  одно и важнейших условий для обмена знаниями и сотрудничества в виртуальной среде. Сетевые сообщества лишены четких границ в силу их открытости, в результате чего мы предоставляем результаты своего труда совершенно незнакомым людям. Невозможно запретить заочное использование нашего труда в корыстных целях. еждеОднако мы можем (и, очевидно, должны) ограничить непосредственное сотрудничество с теми, кто не заслуживает нашего доверия. Вопрос в том, как определить, кто заслуживает доверия в виртуальной среде?
Интернет открыл границы для общения людей. Я могу сегодня общаться с людьми, живущими не только на территории России, но с людьми, живущими в любом уголке мира, есть правда языковые и временные барьеры.
Как же распознать среди множества людей, который из них является тем, за кого себя выдает, искренен в общении.
Из жизненного опыта
1. В обычной жизни мы видим лицо,  глаза, какие-то другие невербальные сигналы общения. В виртуальном общении сложнее определить степень доверия. И акцент переносится на речь
 Речь письменная, создает образ, но кто стоит за словами – не всегда адекватно тому, что написано, впрочем как и в реальном общении
Устная речь добавляет уверенности общения в скайпе и т.п., где можно услышать голос, увидеть лицо. Интонация очень часто определяет многое..
2. Совпадение профессиональных интересов
Когда-то , лет 7 назад, я –«цифровой эмигрант» в условиях неопределенности задачи под названием «Внедрение дистанционного обучения», начала с того, что попробовала загуглить. Из того, что  выпало, я остановилась на работах Кухаренко В.Н. Чем они меня привлекли: доступностью изложения, опорой на педагогические теории (хотя это был политехнический Вуз). Я разделяла его взгляды и со многим была согласна 
3. Открытость
Когда человек пишет о себе достаточно открыто в том самом профайле, образ детализируется. Открытость повышает общий уровень доверия внутри самой сети, задавая планку общения
4. Конечно, оказывает влияние на доверие жизненный опыт и «небоязнь» делать ошибки

А что же наука? Нашла интересные исследования по теме доверия. Объем очень большой.  Поэтому приведу некоторые из них.
Наличие некоторых устойчивых характеристик доверия в различные исторические периоды и в различных сообществах людей позволяет говорить о культуре доверия Культура доверия — это не только исторически сформированные установки, нормы и цен
ности социального взаимодействия, но и активно воспроизводимая в социальных практиках структура отношений, которая может сознательно планироваться и регулироваться. Различные культуры отличаются значимостью доверия, критериями его формирования, основными составляющими (основаниями) степенью их выраженности,
правилами и традициями регулирующими доверительные отношения. Концептуальные основы исследования феноменов доверия и недоверия Ф. Фукуяма, рассматривая национальные культуры доверия, разделяет современные государства на три группы в зависимости от того, какую роль играет доверие в этих обществах .
1.      Первую группу с самым высоким уровнем социальной кооперации и доверия составляют США, Япония и Германия. Ф. Фукуяма связывает высочайшее развитие экономики в этих странах с той ролью, которую играет доверие в их экономической жизни.
2.      Вторую группу с более низким уровнем доверия составляют Китай, Италия и Франция, где доверие поддерживается семейными структурами (или сходными с ними).
3.      Третья группа, характеризующаяся наиболее низким уровнем доверия, объединяет постсоциалистические страны.
Несмотря на высокую долю условности и обобщенности, эта модель является в настоящее время одной из наиболее популярных. Хотя ее критики отмечают, что вряд ли возможно объединять различные в культурном плане страны (Япония и Германия, Китай и Франция) в одну группу. Ясно, что Китай и Япония будут понимать доверие в рамках конфуцианской морали (например, уважение и доверие старшим). США и Франция, Англия и Италия, как государства, прежде всего христианские (хотя и разные — протестантские и католические) будут едины в общей морали и признании ценностей человеческой жизни.

Понятие «доверие» рассматривается многими  социо-гуманитарными науками. Интерес возник в 90-е годы, когда в российском обществе появилось ярко выраженное понятие «дефицит доверия» как следствие тех радикальных экономических и политических преобразований, которые имели место в России в начале 1990х годов.» Дефицит доверия» остро чувствовался во многих слоях общества в большинстве сфер жизнедеятельности людей. Высокая  востребованность знаний о доверии, позволяющих не только его описывать, но и объяснять, прогнозировать и, по возможности, воздействовать на него, управлять им. Проблема дала толчок развитию этической психологии и, сегодня есть и отечественные исследования по этой теме
Все исследователи сходятся во мнении, что в современном обществе все более интенсивным и частым становится тип взаимодействия, когда отсутствует духовная близость или единство целей и ценностей. Нередко взаимодействие носит деперсонифицированный характер. Часто партнеры лишены возможности достаточно хорошо узнать друг друга и заключить надежный договор. Таким образом, взаимодействие протекает в условиях неопределенности и в отсутствии каких-либо гарантий получения эквивалентного блага. И тем не менее, люди продолжают доверять друг другу и сотрудничать. Какой же тип доверия может заменить в этом случае рациональное доверие? Этот вопрос возвращает нас к объяснениям кооперации и сотрудничества людей существованием некоторых базовых социальных потребностей (социальных инстинктов, «органической солидарности» по Э. Дюркгейму, «спонтанной социабельности» по Ф. Фукуяме). Действительно, существует некоторая базовая социальная потребность, а именно потребность человека в жизни в сообществе, на которой строятся все остальные социальные потребности: в совместности, общности, принадлежности, уважении и т.д. Э. Дюркгейм видел основу органической солидарности
людей в единых для всех людей нравственных ценностях, т.е. таких, которые соответствуют «общей концепции человека»: «поскольку в каждом из нас есть доля человечности, совесть каждого индивида содержит нечто божественное и, значит, знает, что должна быть чистой и нерушимой перед другими». Однако в ситуации высокой неопределенности, которая может сопровождаться противоречиями или даже конфликтами мировоззрений, целей и интересов, «органическая солидарность» не может
выступать достаточным гарантом безопасности взаимодействия и снизить риски. Поэтому еще одной особенностью современного состояния доверия в обществе является тенденция одновременного присутствия в отношениях доверия и недоверия между партнерами — баланса оптимальных уровней доверия и недоверия.
Анализируя динамику межличностного доверия, П. Штомпка  выделяет первичный и вторичный уровни этого доверия
.1. Изначально доверие к человеку формируется на основе первичного импульса доверия.
Что же определяет этот импульс?Определяющее значение на этом этапе принадлежит характеристикам внешности и поведения, в том числе статусным и социально-ролевым. Первичный импульс доверия зависит также от социальных представлений, установок, стереотипов и предубеждений в отношении различных социальных групп
В дальнейшем «подключаются» такие факторы, как репутация, отзывы других и рекомендации.
2.. Вторичный уровень в структуре доверия зависит от контекстуальных и ситуативных факторов, которые способствуют или препятствуют доверию. Важными факторами
являются также полнота и доступность информации об участниках
взаимодействия, например, ясный и четкий статус другого человека,
прозрачность структуры и деятельности организации.
3.П. Штомпка отмечает, что следующий (третичный) уровень в структуре доверия уже
будет строиться не на впечатлениях или импульсах, а на рациональной оценке действий индивида, оправдывающего или не оправдывающего доверие.
Функции доверия
Вслед за другими авторами И.В. Антоненко выделяет следующие функции доверия:
·         функция обеспечения эффективной деятельности;
·         интегрирующая функция обеспечивает социальную интеграцию на различных уровнях обществах;
·         коммуникативная функция обеспечивает определенный уровень коммуникации индивидов и социальных групп в соответствии с достигнутым уровнем доверия;
·         интерактивная функция доверия аналогичным образом обеспечивает взаимодействие;
·          перцептивная функция определяется тем, что существующий уровень доверия формирует определенную перцептивную установку на восприятие некоторой ситуации;
·         редуцирующая функция сводит сложную систему отношений к одному отношению — величине актуального доверия
·         управленческая функция проявляется в использовании доверия как управленческого ресурса;
·         предсказательная функция заключается в возможности определенного прогноза в развитии взаимодействия сторон в зависимости от проявляемого или достигнутого уровня доверия;
·         ориентирующая функция обеспечивает основу для выработки других отношений;
·         эффективизирующая функция делает отношения более эффективными;
·         стабилизирующая функция составляет основу стабильности отношений;
·         психологическая функция снижает уровень напряженности и стресса в отношениях
·         И, наконец, доверие как проявление спонтанной социабельности выполняет функцию обеспечения самоорганизации общества.
Исследования по развитию доверия показали, что восприятие людьми надежности других и их желания вступать в доверительные отношения большей частью зависят от имеющегося опыта взаимодействия (С. Бун и Дж. Холмс, М. Дойч, С. Линдсколд, М. Пилисук и П. Сколник, Л. Соломон и др.). Предыстория взаимодействия дает информацию, позволяющую оценивать установки, намерения и мотивы других людей. Эта информация создает основу для умозаключения по поводу надежности партнера и для планирования поведения (Р. Бойль и П. Бонасич, Р. Левицки и В. Банкер, Д. Шапиро, Б. Шепард и др.).
Для рефлексии по четвертой теме:
·         Кто-то в шутку писал на Facebook: «открытые инновации в IT  это когда сотрудничали сто компаний из ста стран, а победила Кремниевая долина». Сетевое сотрудничество, особенно для молодых профессионалов  это очевидная возможность получить опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. При этом существует риск так и остаться позади  помогая лидерам продвигаться дальше, не иметь возможности самим достичь их уровня. Анализируя личный опыт участия в сетевых сообществах (либо гипотетически), попробуйте предположить, существует ли возможность снизить подобный риск, не отказываясь от сотрудничества?
Я думаю, что сотрудничество в сети позволяет получить бесценный «опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди»,
А есть ли риск?
 1. Мы движемся не линейно в забеге на одну дистанцию, и как правило, векторы движения направлены в пространстве и их величины разные. Работая  в сетевом сообществе, один разрабатывает тему доверия, другой касается ее только косвенно и акцент делает на самой сети ее структуре, третий заботится о самоорганизации сообщества и т.д.
2. Поставив цель - сделать набросок сценария повышения профессионального развития, – мы  попутно решали свои задачи. А что же стало с «наброском»? Хотелось бы понять правильно ли я его понимаю? Как видят его сокурсники и Иван, поэтому предлагаю поддержать предложение В.В. Анненкова  - разработать и согласовать регламент нашего сообщества Выбрать темы так называемых узлов:
Рассмотреть этот набросок через рассылку и на вебинаре, который можно предложить организовать в конце сентября, подготовку поручить экспертам курса при активном участии сокурсников. Нам же нужно удовлетворять именно потребность человека в жизни в сообществе,


1 комментарий:

  1. Спасибо, Татьяна Николаевна, за размышления о доверии. Актуальный сегодня краудсорсинг не может расширяться без доверия к удалённым партнёрам.. .
    Правда, доверяй (руководствуясь презумпцией невиновности), "но проверяй" (см. учётные записи, ищи другую информацию о тех, с кем предполагаешь установить связь, тем более - "сотрудничать")

    ОтветитьУдалить